Документальное оформление: обязанность или желание?
- обязанность самозанятого, закреплённая в Федеральном законе Nº422-Ф3 — это выдача чека при получении оплаты за оказанные услуги;
- законодательно, самозанятый не обязан организовывать документооборот и вести бухгалтерский учет.
НО: работа самозанятого, как и любого бизнеса, включает в себя взаимодействие не только с налоговыми органами, но и с клиентами, заказчиками. А им, в свою очередь необходимы договоры, задания, акты и деловые переписки.
Документальное оформление: что это дает клиенту?
- Повышает уровень доверия к клиенту. Вы становитесь для него не просто физическим лицом с электронным чеком, а предпринимателем с полным комплектом документов.
- В случаях возникшего недопонимания с клиентами и для выхода из спорной ситуации документы помогут вам разобраться. Опишите в договоре права и обязанности сторон, сроки выполнения услуг и прочие нюансы.
- Документооборот поможет клиенту с ответом на претензии банка в попытках заблокировать счет в связи с соблюдением Федерального закона Nº115-Ф3.
Документальное оформление: какие документы нужны?
- Договор на оказание услуг, продажу продукции или сдачу в аренду недвижимости обязательно должен исключать признаки и малейшие подозрения на трудовые отношения;
- Приложения к договору – задания, спецификации, опись предметов мебели;
- Счёт на оплату;
- Справка, подтверждающая статус самозанятого;
- Акт выполненных работ.
Документальное оформление: какие пункты указать в договоре?
- обязанность самозанятого представить справку о постановке на налоговый учет из приложения «Мой налог», подтверждающей его статус, и срок представления такой справки (это означает, что вы самостоятельно за себя заплатите налоги);
- обязанность выдать чек в установленный договором срок и ответственность за его невыдачу;
- обязанность исполнителя незамедлительно сообщать заказчику об утрате статуса самозанятого и прекращении применения налогового режима НПД;
- обязанность исполнителя возместить заказчику убытки в связи с невыполнением оговоренных договором обязательств.
Документальное оформление: счет на оплату
- Выставление счёта ускорит расчеты по сделке: в нём указаны все платежные реквизиты, и сроки оплаты.
- Приложением «Мой налог» для самозанятых опция выставления счета не предусмотрена. Но нет никаких сложностей самостоятельно разработать свой документ, взяв за основу привычную типовую форму счёта на оплату.
- Если заказчик согласен платить без счета, или клиент – физическое лицо, то счёт можно не выставлять.
Документальное оформление: акт выполненных работ
- Акт выполненных работ является гарантом того, что работы приняты, и клиент не потребует возврата денежных средств, выплаченных по договору самозанятому исполнителю;
- Акт выполненных работ может служить доказательством в суде при спорных ситуациях;
- Акты, как и договоры, можно подписывать электронной подписью, с соответствующей оговоркой;
- Для фиксации результата работы можно использовать разные варианты.
Документальное оформление: обязательный чек
- формулировка услуги, содержащаяся в чеке, должна соответствовать предмету договора, содержанию акта и счета на оплату;
- чек может быть передан заказчику на бумажном носителе или в электронной форме;
- за нарушение сроков передачи в налоговый орган сведений о полученном доходе самозанятый может быть привлечен к ответственности по статье 129.13 НК РФ в размере 20% от суммы сокрытого дохода. В случае повторного нарушения в течение последующих 6 месяцев штраф составит 100 % от сокрытой суммы.
Читайте также → Принудительная самозанятость